Реформа службы скорой помощи прошла в Тверской области в 2021 году. В результате централизации 3 станции и 33 отделения скорой медицинской помощи в районах Тверской области были объединены в единую структуру — диспетчерский центр, в автоматическом режиме координирующий оказание медпомощи по всему региону. По задумке реформаторов, на вызов к пациенту должна направляться ближайшая свободная машина скорой помощи, и вовсе не обязательно из того же района, в котором проживает больной.
Любые реформы в России гладко проходят только на бумаге. В реальности два года работы скорой помощи по новой схеме показали, что централизация не решила проблему, а в значительной степени ее усугубила. Соцсети Тверского региона переполнены жалобами жителей на оперативность прибытия скорой на вызов.
Как, например, объяснить маме из поселка Кесова Гора, вызвавшей скорую помощь для ребёнка с высокой температурой и судорогами и прождавшей её целый час, почему на вызов в результате приехали медики из Бежецка? «Огромное им спасибо, — пишет женщина в соцсетях, — но очень печально, что наша скорая помощь не может нам помочь… Пока ждут, может быть и поздно!»
«Две недели назад у меня была такая же ситуация, только, к счастью, не было судорог. Скорую мы ждали 1,5 часа, и приехала тоже из Бежецка», — комментирует еще одна женщина. «У нас такая же история в Кашине: ждали 2 часа — приехали из Кесовой Горы», — свидетельствует жительница соседнего Кашина.
«Очень грустно, что в критические для здоровья моменты человек оказывается один на один со своей бедой, — рассказывает свою грустную историю жительница Кесовой Горы Лариса С. — В мае месяце мы ждали скорую 4 часа. У мамы были признаки инфаркта, но никто к нам не торопился. Она смиренно ждала обещанного приезда врача, собрав сумочку с документами. Когда, спустя 2 часа, мы уточнили, зарегистрирован ли наш вызов, нам сухо ответили: «Ждите». После этого мама прошептала: «Они не едут, наверное, потому что я старая…» Мне хотелось разрыдаться от этих слов безнадёги человека, который всю жизнь вламывал во имя светлого будущего. Спустя ещё 2 часа к нам приехала скорая из Бежецка. Маму срочно повезли в Тверь на операцию. На тот момент, слава Богу, успели. Сердце разрывается от мысли, что кто-то может не дождаться эту нескорую скорую помощь…»
На претензии жителей отреагировало Министерство здравоохранения Тверской области: «По нормативам время доезда в городе по экстренности — 20 минут. По неотложной помощи — время не определено, первой свободной бригадой. В сельской местности — время доезда по экстренности — 1 час. По неотложной помощи — время не определено, первой свободной бригадой. Вызов квалифицирует диспетчер. Кроме того, на времени может сказываться дорожная ситуация».
Очевидно, что проблема заключается не только в диспетчере, посчитавшем, что данном конкретном случае не стоит торопиться на вызов к 80-летней пациентке или к ребенку с температурой. Главная причина — нехватка специалистов, нехватка бригад, машин скорой помощи, высокая нагрузка на имеющихся, урезание зарплат. В частном разговоре с журналистом, автором этих строк, водители скорой помощи и медики возмущаются тем, что в любой момент их могут направить в другой район за сотню километров. «Вернуть бы всё как было», — дают оценку неудачной реформе медики, и пациенты полностью с ними согласны.